СРОО "МОЕ ОТЕЧЕСТВО"

Свердловская региональная общественная организация русской культуры и развития дружбы народов
«Моё Отечество»

Эксперты обсудили направления сотрудничества в сфере экономической и социокультурной адаптации иностранных граждан

Вопросам социальной и культурной адаптации иностранных граждан на протяжении длительного времени придается большое значение, поскольку это важная составляющая в обеспечении межнационального мира и согласия.

Направления деятельности по адаптации и интеграции мигрантов учтены в стратегических документах Свердловской области, государственных и комплексных программах, специальных планах.

Тем не менее на практике требуется осмысление всех аспектов этой деятельности, выявление и тиражирование эффективных практик в данной сфере.

Именно этому был посвящен экспертный круглый стол «Современные проблемы социально-экономической адаптации трудовых мигрантов из Средней Азии в принимающем сообществе», который состоялся 21 сентября 2023 года.

Экспертное обсуждение организовано Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук и Свердловской региональной ассоциацией общественных объединений «Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области» при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области.

Мероприятие стало первым в цикле аналогичных встреч, которые пройдут в городах Среднеуральск, Нижний Тагил и Богданович.

В работе экспертного круглого стола приняли участие представители этнокультурных общественных объединений, научного сообщества, консульских учреждений, исполнительных органов государственной власти Свердловской области и правоохранительных органов, практикующие специалисты в сфере образования, здравоохранения, а также работодатели, использующие труд иностранных граждан.

Обсуждение затянулось более, чем на 3 часа, но было достаточно интересным и плодотворным.  

Участники экспертного круглого стола делились положительным и отрицательным опытом разрешение проблемных ситуаций с участием иностранных граждан, говорили о роли этнокультурных организаций, зачастую выступающих медиаторами в ситуациях взаимодействия каких-либо официальных структур с иностранными гражданами.

Особый интерес вызвали результаты опроса трудовых мигрантов из Средней Азии, работающих в г. Екатеринбурге и Свердловской области, который был организован Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области, Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области, генеральных консульств Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в г. Екатеринбурге и руководителей этнокультурных организаций.  

Анкета содержала шесть блоков вопросов, касающихся различных аспектов жизни трудовых мигрантов и их семей: индивидуальные данные мигрантов (пол, возраст, национальность, уровень образования, семейное положение, занятость), цели приезда в Россию и дальнейшие планы, условия занятости, условия проживания, уровень владения русским языком, доступ к образовательным и медицинским услугам.

Как показало исследование, существует определенная социокультурная дистанция между значительной группой мигрантов и принимающим сообществом.

Основная причина этой дистанции заключается в различии уклада жизни на Родине и в принимающем сообществе.

Желание к интеграции проявляют в большей степени семейные мигранты, однако ограниченное общение с местным населением не способствует повышению уровня владения русским языком и изучению культуры принимающего сообщества.

Мигранты так же, как и местные жители, сталкиваются с проблемами устройства детей в школьные и дошкольные образовательные учреждения.

Большинство респондентов отметили необходимость соблюдения миграционного законодательства, однако достаточно высок процент иностранных граждан, у которых отсутствуют оформленные трудовые отношения с работодателем.

Мигранты более «защищенно» чувствуют себя в трудовом коллективе, чем на улице или в общении с государственными структурами. Это в определенной степени подтверждает сохранение трудового характера миграции, а также свидетельствует о наличии «социокультурной дистанции» и мигрантофобии местного населения.

Живой интерес в рамках обсуждения вызвал ответ респондентов на вопрос о том, какая сумма необходима для легализации трудового мигранта в соответствии с законодательством. При опросе (проводился в конце 2022 года) мигранты назвали сумму в 25-30 тысяч рублей, из которых 3,5 тысячи рублей стоит медицинская справка, около 6 тысяч – патент. Примерно 5-10 тысяч с человека стоит аренда жилья. Зачастую сумма расходов существенно увеличивается, если мигрант плохо владеет русским языком и не знает законодательства. Дополнительная сумма в этом случае предназначается посредникам.

 Участники экспертного круглого стола договорились об объединении усилий в разработке механизмов по следующим направлениям:

– Контроль за соблюдением миграционного законодательства как мигрантами, так и работодателями, использующими труд иностранных граждан;

–  Развитие проектов, направленных на усвоение иностранными гражданами языка, законодательства и норм поведения в принимающем сообществе;

– Создание и развитие законных и прозрачных механизмов, направленных на обеспечения доступа иностранных граждан к социальной сфере без ущерба для принимающего сообщества;

– Развитие проектов языковой адаптации иностранных граждан, в том числе программ семейного изучения русского языка и культуры принимающего сообщества с использованием возможностей учреждений образования;

– Повышение ответственности работодателей, использующих труд иностранных граждан, вовлечение их в деятельность, направленную на социально-экономическую и культурную адаптацию своих иностранных работников.